В какой стране впервые появились чаевые

Тема чаевых всегда волновала человечество. Сколько денег оставлять в благодарность официанту? В каких случаях чаевые можно не давать? И откуда вообще пошла такая традиция, ведь обслуживание в ресторанах заложено в общую стоимость блюд, и зарплату обслуживающий персонал получает.

Читай также: Чтоб "чай" был равен счету: новый инста-тренд

Важно понимать, что чаевые – это абсолютно добровольная оплата, которую можно добавить к счету в том случае, если вы на самом деле остались довольны отношением, обслуживанием, атмосферой и едой. Во многих странах чаевые включены в счет и безоговорочно требуются с посетителей. В других странах установлен четкий процент чаевых от суммы заказа, но в целом распространена практика размера чаевых на свое усмотрение.

Чаевые — это вид благодарности всем сотрудникам сферы услуг. В разное время такие вознаграждения оставляли и продавцам продуктовых лавок, и лакеям, и портье, и парикмахерам. Всегда было принято благодарить за оказание качественных услуг и приятное обслуживание.

Согласно одной из версий, первые чаевые появились с распространением чая в Великобритании. Когда напиток впервые завезли в эту страну, он был доступен лишь привилегированным сословиям. Со временем чай стал доступен более широким массам, и в чайных салонах появились баночки с надписью T.I.P.S., куда желающие складывали деньги для более оперативного обслуживания.

Некоторые эксперты ставят под сомнение эту версию, ведь в Англии в те времена не использовали аббревиатуры. Эксперты считают, что слово tips скорее означало «поделиться чем-то с кем-то».

В нашей стране чаевые не регулируются законодательством, но в нормах этикета они существуют. Оставить чаевые за обслуживание – нормальная практика. Хотя еще в Советском Союзе чаевые несли негатив и считались пережитком буржуазии. Несмотря на это, они негласно кое-где существовали.

Читай также: Что выводит официантов из себя

Сегодня сумма чаевых у нас зависит от пожеланий посетителя. В мировой практике используется цифра 10-15% от общего счета, но и там она не везде соблюдается и носит лишь рекомендательный характер. В Украине если гостю нравится обслуживание, вкусная еда, услужливость и приветливость официанта, атмосфера заведения, помощь в деталях заказа и неординарные просьбы заменить тот или иной ингредиент, то официант наверняка получит вознаграждение.

Таким образом, доход официанта складывается из оклада, чаевых и премиальных оплат. В некоторых ресторанах чаевые могут стать основным источником официанта, ведь чаевые получаются куда больше официальной зарплаты.

Среди официантов также существуют свои отношения чаевых. В одним заведениях все чаевые принято оставлять себе, в других – они делятся между всеми участниками процесса – официантами, администраторами и поварами.

В некоторых странах чаевые включаются в счет обязательно, напротив графы – сбор за обслуживание. В 1955 году во Франции вышел закон, согласно которому каждое заведение общественного питания должно было включить в счет «плату за обслуживание». При этом «дать сверху» тут все равно не запрещено. При этом чаевые выше 10 процентов считаются дурным оскорбительным тоном.

В Америке принято оставлять от 10 до 25% чаевых от общего счета. Чем выше класс ресторана и соответственно уровень обслуживания выше, тем больше оклад чаевых.

В странах Азии чаевые могут стать сигналом того, что заведение наоборот не оправдало надежд. Например, в Японии оставленные после ужина чаевые говорят о том, что клиент остался недоволен. В туристических городах азиатских стран действуют стандартные законы чаевых.

До сих пор в мире нет единого мнения, как же относиться к чаевым в ресторанах. Иногда чаевые оставляются за вкусное блюдо, но не за обслуживание. Тем не менее, дополнительные деньги остаются в кармане официанта, что считается несправедливым.

Каждый человек субъективен в оценке внешности официанта и может относиться несправедливо к персоналу, несмотря на его старания. В таком случае чаевые гость вряд ли оставит, хотя официант их вполне заслуживает.

Читай также: Фуд-ликбез: как появились кулинарные афоризмы

Поэтому вокруг этикета чаевых всегда ведутся споры, некоторые рестораны их запрещают категорически, ссылаясь на то, что заведение в состоянии обеспечить достойную оплату своим сотрудникам самостоятельно. Некоторые заведения совсем не против чаевых, ведь таким образом можно сэкономить на оплате труда.

Так или иначе, чаевые – дело добровольное, и сколько платить, давать ли вообще – каждый решает сам для себя.