О том, какие британские блюда и привычки поражают приезжих, рассказала жительница Брайтона Александра Григорьева.
В МОИХ ПЛАНАХ НИКОГДА НЕ БЫЛО ПЕРЕЕЗДА. Я жила в Петербурге, город любила, знала, у меня там много друзей... Не учила английский в школе, в университете был немецкий. «Для себя» походила на курсы английского недели 3-4 и все… А потом случайно познакомилась с будущим мужем. Мне было 45 лет, моя приятельница вышла замуж за британца, я встретила его на машине в аэропорту. Он вдруг попросил разрешения показать мое фото своему приятелю. Я не придала этой просьбе значения, снимок дала и забыла. А он, приятель этот, вдруг мне написал. Переводила подруга - я была ещё ни бум-бум... Потом он приехал в Питер. Я, конечно, нервничала, но мы с ним провели волшебные 9 дней. Затем я поехала по гостевой визе в Великобританию. Влюбилась в эту страну с первого взгляда. Мой будущий муж жил в Брайтоне - это самый знаменитый курорт Великобритании, примерно 80 км к югу от Лондона, на берегу Ла-Манша. Вот сюда я и переехала через три года всех перипетий с визами.
ПЕРВОЕ, ЧТО МЕНЯ УДИВИЛО, - ЭТО ОГРОМНОЕ КОЛИЧЕСТВО КАФЕ И РЕСТОРАНОВ. В Брайтоне примерно 2 тысячи на 300 тысяч населения! Правда, здесь еще бывает миллион туристов в год... В ресторанах празднуют Дни рождения, Рождество, Новый год, проводят корпоративные вечеринки и не только. По утрам и во время ланча, особенно на выходных, заведения полны старушек и старичков, молодых и немолодых пар с детьми и собаками. Запах кофе, чая и свежих булочек, шуршание газет, тихие разговоры, детские голоса, всеобщее сюсюканье с собаками, которым открыты двери практически всех заведений (это вообще отдельная тема). Выход в ресторан - не событие, никто особо не наряжается. Я же первое время надевала вечернее платье, каблуки, делала тщательный макияж. Пока не увидела в кафе резиновые сапоги. Кто-то поставил их в уголке возле столика просушиться.
КАК И ЛЮБОГО НЕ-БРИТАНЦА, МЕНЯ ШОКИРОВАЛ ТРАДИЦИОННЫЙ АНГЛИЙСКИЙ ЗАВТРАК. Родом он с рабочих окраин. Соответственно цель - получить максимальное количество калорий. Чтобы, несмотря на тяжёлый физический труд, энергии хватило до ланча, а то и до ужина. Английский завтрак подают в любом уважающем себя кафе или ресторане до 12 часов дня. Это яичница-глазунья, странно пережаренная свиная сосиска, доведенные почти до состояния сухариков кусочки бекона, консервированные бобы и тосты с маслом. И все это с утра! А вот традиционная "овсянка, сэр" не особо популярна. Вообще это больше шотландская еда, я всегда беру ее на завтрак в ресторане, но никогда не видела, чтобы овсянку заказывал кто-то ещё.
ТРАДИЦИОННЫЙ АНГЛИЙСКИЙ «ФАЙВ-О-КЛОК» СЕГОДНЯ СОБЛЮДАЕТСЯ НЕ ВСЕГДА И НЕ ВЕЗДЕ. Но практикуется часто. К чаю обычно подают вкуснейшие сконсы (полу-булочки, полу-кексы) со свежайшим маслом, домашними сливками, которые тоже похожи на масло, и джемом. Все это великолепие намазывается на разрезанные половинки сконса, причем последовательность слоев до сих пор является предметом ожесточенных споров представителей разных графств. Ну в самом деле, это ведь так важно: масло, сливки и потом джем или сначала джем, а сверху - масло и сливки! Кстати, английский чай и его качество - это отдельная история: ароматный, невероятно крепкий, ни на что непохожий. В общем, сейчас я пью только английский чай с молоком раза три в день.
ДУМАЮ, МНОГИЕ БРИТАНЦЫ НА ВОПРОС, КАКОЕ АНГЛИЙСКОЕ БЛЮДО - ИХ ЛЮБИМОЕ, ОТВЕТЯТ: «КАРРИ». Родом оно из Индии, но уж так полюбилось местным жителям, что они часто приглашают друг друга на карри в ресторан, покупают take away и даже готовят дома. Благо, индийский или пакистанский магазин со специями и огромным выбором различных видов риса есть в каждом городе. Карри может состоять из мяса, рыбы или морепродуктов, а соусы отличаются по вкусу и остроте (некоторые я даже в рот взять не могу из-за жгучего перца, а мой муж любит именно такое). Еще в Англии я, наконец, познакомилась с английским пудингом. Он может быть йоркширским - это такая булочка, похожая на «пустое» заварное пирожное. Подаётся к простому и сытному блюду вроде мяса с овощами. Ею очень удобно "вылизывать" тарелку. Но ещё пудингом называют десерт, напоминающий желе, обильно политое сладким соусом (для меня слишком сладким).
БРИТАНЦЫ ЕДЯТ, КАК АРИСТОКРАТЫ. Ну, может, не все, но большинство. И это не зависит от статуса и социального положения. Едят не спеша, особым образом орудуя ножом и вилкой - ее никогда не разворачивают лопаткой вверх! Даже зеленый горошек вначале накалывают на зубья, а потом ещё штуки три-четыре нагребают ножом на «горку».
МНОГО ЛЕТ НАЗАД МОЕМУ СТАРШЕМУ БРАТУ ДОВЕЛОСЬ ПОРАБОТАТЬ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ. Памятуя об этом времени, недавно он передал мне банку селёдки и ржаной хлеб. Сказал, что все полтора года страшно мучился без привычной еды. В отличие от него, я не испытываю страданий от отсутствия тех или иных продуктов. Скорее всего, потому, что с появлением польских и русских магазинов стало возможным купить почти все: гречу, селедку, черный хлеб, квашеную капусту, сгущенное молоко… Сейчас даже квас купить – не проблема. Поэтому иногда летом я собираю друзей на окрошку. Правда, британцы ее не понимают: мой муж называет окрошку "супом с кока-колой". Еще иногда я угощаю англичан борщом - для них это экзотика. Некоторым, как мужу, нравится, а кто-то хвалит из вежливости. Зато все друзья очень любят Масленицу в моем исполнении. Уже года четыре подряд в этот день ко мне набивается человек 30 разных национальностей, и мы страшно веселимся. Принцип празднования такой: я пеку штук 200 блинов (на это уходит два дня), а друзья приносят начинки и алкоголь. И еще, к моему удивлению, среди англичан произвел фурор салат «Мимоза». Мы ходили в гости к старомодным англичанам (обожаю их изучать!), и я сделала салат в виде торта, украшенного цветами из тертой вареной морковки, веток петрушки и красной икры. Не ожидала, но гости даже просили рецепт и забирали «Мимозу» домой в контейнерах, поскольку все съесть за один вечер не смогли.
КОГДА ХОЧЕТСЯ «ЧЕГО-ТО АНГЛИЙСКОГО», Я ГОТОВЛЮ СУП ИЗ ЧЕЧЕВИЦЫ. Мой муж обожает его. Состав можно варьировать: без томатов; с китайской лапшой; со сладким картофелем – экспериментируйте!
Ингредиенты: оливковое масло - 1 ст. ложка; 1 лук-порей тонко порезать кольцами; 1 большая морковь, порезанная на тонкие ломтики; 1 большая луковица - порезать; 2 дольки чеснока мелко порезать; 250 г оранжевой чечевицы; 1,2 литра воды или легкого овощного (можно и куриного) бульона; 350 мл томатного сока; 400 г томатов в собственном соку порезанных; 1/4 чайная ложка тмина; 1 лавровый лист; соль и перец; зелень укропа или петрушки.
Разогреть оливковое масло в большой сковородке; положить лук-порей, морковь, луковицу и чеснок. Готовить под крышкой на небольшом огне до тех пор, пока лук-порей не станет мягким .
Добавить на сковородку чечевицу и тушить с добавлением бульона (или воды), томатного сока и томатов. Добавить тмин, лавровый лист и хорошую порцию соли. Переложить все в кастрюлю и варить на небольшом огне около 45 минут или меньше, пока овощи не станут мягкими.
Если вы любите супы-пюре, размолоть блендером, после чего добавить оставшийся бульон (воду), перемещать или еще раз размолоть блендером. Добавить соль, перец по вкусу. Довести до готовности и добавить зелень.
Когда разольете по тарелкам, можно еще добавить немного сливочного или оливкового масла, посыпать сухариками.